Фрагмент из книги "Ловля бабочек. Дорога осознания" + Лайя-йога
По-видимому, ничего заслуживающего внимания мне так бы и не встретилось, если бы не случайное знакомство с одним китайцем, преподававшем целебную физкультуру, цигун и несколько стилей ушу. Значительно позже я узнал, что старик преподавал стиль тай-цзи, но делал это не совсем обычным для этого вида способом, непременно демонстрируя боевые аспекты приемов.
Сидел он с выпрямленной спиной, не касаясь спинки стула. И за все время нашего, как в итоге выяснилось, долгого разговора, ни разу не почесался, не переменил позы и вообще не сделал ни одного лишнего движения, только медленно потягивал чай.
— Ты наверное говоришь про обыкновенную внимательность. Люди любят все приукрашивать и усложнять, поэтому часто делают из простых вещей — сложные. — он сделал небольшую паузу, чтобы отпить чай и продолжил: — Когда страх смерти подступает к самому сердцу, человеческое внимание работает в усиленном режиме. Обостряется зрение и все остальные чувства. Но придется тренироваться всю жизнь, чтобы овладеть подобными навыками.
— Увлеченность — вот главная проблема спящего человека. Увидишь конфетку и мысль закрутилась, описывая тебе ее красоту и невероятный вкус. А в то время конфету уже съели. — он разразился громким, заразительным смехом и я слегка улыбнулся. — Главная идея в том, чтобы совместить увлеченность с отстраненностью. И всегда оставлять немного свободного внимания. Например, если ты пьешь чай, почувствуй как подносишь чашку ко рту, ощути приятный аромат, который он распространяет. В общем делай все так, как-будто от этого зависит твоя жизнь. — он сделал очередную паузу и налил нам по второй чашке. — Но, чтобы научиться по-настоящему — он выделил слово «по-настоящему» так, словно говорилось о чем-то великом. — владеть своим вниманием, необходимо тренироваться постоянно. — Я готов приходить каждый день. — радостно, чуть ли не прокричал я. — Нет, ты меня не понял, не каждый день, а каждую секунду. Ты должен будешь тренироваться каждую секунду. — Тренироваться каждую секунду? — с недоверием переспросил я. — Знаете, я много лет занимался разными единоборствами и медитирую каждый день, но ни разу не слышал, чтобы тренировались каждую секунду. Может быть вы что-то перепутали? — с надеждой поинтересовался я. — Я ничего не перепутал. — с усмешкой произнес старик. Медитация, которой ты занимаешься — это ритуал, не более. И видно, что она тебе только во вред. После этих слов я почувствовал, будто физический укол, во мне что-то начало закипать.
— Не обращай внимание, это я специально сказал, чтобы показать тебе какие предстоят тренировки и с кем ты будешь воевать. — Китаец закрыл глаза и издал звук, видимо выражающий предельную степень удовольствия от выпитого чая.
. . . . . .
Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).